Русские кокошники считаются важной частью традиции, этот аксессуар олицетворяет Россию, как водка, балалайка и медведи.
Этот предмет одежды появился много веков назад, а называть его кокошником стали с 17 века.
Есть несколько интересных особенностей головного убора, о которых знают немногие.
1. Праздничное украшение
Существует много милых фильмов и чудесных картин, где девушки в кокошниках собирают сено или носят воду в ведре. Но кокошник был роскошным аксессуаром, вроде золотого колье. Пожалуй, только очень богатые дамы, ведущие праздный образ жизни, могли носить его каждый день.
Кокошники расшивали жемчугами, бисером, они были дорогим удовольствием. В каждой семье их бережно хранили, передавали по наследству, надевали несколько раз в год, причем только на самые важные события.
Обычные женщины в повседневной жизни носили повойники: полотняные шапочки с платком, пришитым по бокам или сзади.
2. Разнообразие видов
Самым популярным типом был остроконечный кокошник в виде треугольника или полумесяца. Но бывали модели цилиндрического типа, с плоским круглым основанием, похожие на шлемы.
В каждом регионе были свои традиции по созданию кокошников. По ним можно было узнать приезжих и неместных красавиц в любом городе.
3. Орудие большой политики
Петр Первый призвал бояр и представителей российской аристократии запретить придворным дамам носить кокошники. И постановил заменить их сарафаны платьями с кринолином и огромными декольте, чтобы наряды были похожи на европейские. Это был двойной удар для замужних женщин, но высший свет принял эти правила. И со временем кокошник стал ассоциироваться с низшими сословиями: купцами, крестьянами.
Позднее Екатерина Великая решила выразить уважение к русским традициям. И вернула кокошник в моду, он стал частью маскарадных нарядов. Появился даже портрет художника Стефана Торелли, где Екатерина Вторая позирует в этом аксессуаре.
А позднее на моду повлияла война с Наполеоном в 1812 году. Франкофилы в рядах аристократии решили вернуться к корням. И в 19 веке портреты с дамами высшего общества в кокошниках на голове стали распространенным явлением.
4. Дама для картежников
В 1903 году Николай Второй провел знаменитый костюмированный бал. Он был устроен в честь 290 лет со дна учреждения Дома Романовых. Многие представители бомонда нарядились в шикарные национальные костюмы из доевропейской эпохи. Они были богато украшены драгоценностями, сделаны из дорогих тканей. Многие леди пришли на вечеринку в сарафанах и кокошниках.
С того бала сохранилось много фотографий, завораживающих своей красотой. Некоторые кадры с вечеринки были нанесены на игральные карты. Николай Второй стал прообразом червового короля. А трефовую даму срисовали с Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Кстати, золотой костюм для путешествий Королевы Амидалы из «Звездных войн» был создан под влиянием образов с того знаменитого бала.
5. Мода Европы в 1920-х годах
С легкой руки российских эмигрантов и танцоров европейские невесты стали надевать на свадьбы кокошники в 1920-х годах. Королева Мария, жена короля Великобритании и Ирландии Георга Пятого, пришла на свадьбу в кокошнике. В «Русских сезонах» Сергея Дягилева балерина Анна Павлова тоже танцевала в таком головном уборе. В них появлялись оперные дивы, актрисы, модницы. Фотографий с такими аксессуарами осталось много, потому что уже тогда зарождалась светская хроника.
6. Часть поп-культуры
Кокошники стали использовать многие модные дома. Например, креативный директор компании «Шанель» Карл Лагерфельд в 2009 году устроил показ в русском стиле, где были еще и матрешки.
В кокошниках позировали такие знаменитости, как Дженнифер Лопес и Кортни Лав. И до сих пор они присутствуют на самых престижных модных показах. Правда, уличная мода их не спешит принимать, а ценители трендов не особо желают адаптировать аксессуар в свой повседневный стиль. Он все еще остается частью искусства, высокой моды.

Добавить комментарий